[запись с собрания ЕСМ]
Русская школа неоплатонизма
На прошлом нашем собрании Александр Гельевич сказал о создании русской неоплатонической школы. Сегодня мы обсудим этот в высшей степени интересный проект. Но сначала обратимся к прошлому и вспомним об Академии Платона. Рассмотрим, что она собою представляла. Что она собою представляла? Это была философская школа, а вернее, новый тип философской школы, которая просуществовала почти 1000 лет и считалась центром духовной жизни Древней Греции с 4 в. до н.э. Возьмём на вооружение некоторые её разработки. Школа Платона выделялась своей интеллектуальной элитарностью и нескрываемым антидемократизмом (если говорить о политической сфере). Наша интеллектуальная элитарность основывается на традиционализме, революционном консерватизме, а также на Новой Метафизике, разрабатываемой Александром Гельевичем Дугиным. Какой была образовательная программа в школе Платона? Философ употреблял выражение «paideia», включавшее в себя государственную практику, научное знание и интуитивный подход (в нашем случае следует говорить об «интеллектуальной интуиции» по Генону). На основе «пайдеи(этот термин непереводим, но, как правило, его трактуют как процесс формирования самостоятельной, развитой личности) Платон сформулировал три направления образовательной программы своей школы. С теоретической разработкой мы можем познакомиться, прочитав труды «Государство» и «Законы».
Первым направлением была политическая теория. То есть, к примеру, в школе преподавалась политическая риторика. Аристотель читал курс лекций по риторике и поэтике. Включим данное направление в нашу программу, но не останавливаться на том, что уже было в Академии; важно не только внимательным образом разобрать «Законы» и «Государство» Платона, сделав эти труды предметом дискуссий, но и сосредоточиться на лекциях по консервативной мысли, традиционализму, политологии, искусству войны – в контексте платоновской топики.
Второе направление – это обучение математическим наукам, речь идёт о так называемом математическом квадриуме (арифметике, геометрии, астрономии, гармонике), однако сам Платон подчёркивал, что эти науки нужны далеко не всем, и хотя всех приходящих в Академию встречала надпись «Негеометр сюда не войдёт», математический квадриум был необходим скорее академическим философам. Это направление было следованием пифагорейской традиции, которая также изучалась в платоновской школе. Так что совершенно необязательно включать его в свою программу.
Третье направление – это изучение диалектики. Платон называл диалектику «венцом наук». Основное произведение – «Парменид». Огромное значение имеет труд Аристотеля под названием «Топика». Это подробное пособие по диалектике. Я считаю, что каждый из нас должен овладеть диалектическим искусством. В Академии Платона это происходило либо посредством спора, либо посредством подготовки учебного доклада (в котором развитие тезиса и антитезиса происходило при помощи аргументов «за» и «против»).
Продолжая платоновские традиции, мы можем писать своего рода диалоги, ориентируясь на вышеупомянутыйтруд Платона.
Включимв нашу программу также метафизические исследования (это имеет отношение и к неоднократно затрагиваемой нами проблематике Радикального Субъекта и создании Лаборатории РС). Чтобы не основывать десяток отдельных школ и лабораторий, вношу предложение включить их в единую структуру.
Существовали и другие платоновские академии. Например, Академия в Кареджи (объединение итальянских литераторов и философов гуманистического направления, в рамках которого развивался флорентийский неоплатонизм). Возглавлял эту академию Марсилио Фичино. Эту академию также называли «Платонической семьёй». Она была чем-то средним между клубом, учёным семинаром и религиозной сектой. Стоит (следует) обратить внимание, что в 15 веке существовал культ Платона. Под его бюстом ставились лампады, и он почитался наряду с Христом.
Фичино комментировал сочинения платоников и связывал их с латинской и средневековой традицией, с физическими, астрологическими, медицинскими теориями. Это отличный подход. В нашей школе мы можем изучать труды платоников и неоплатоников в политическом и традиционалистском контекстах. Я не говорю о контексте «метафизическом», потому что традиционализм как он есть, без него немыслим.
Декарт склонялся к тому, что интеллектуальное развитие человека может происходить при помощи чтения достойных книг, в процессе внутреннего ментального диалога с их авторами. Я называю это «беседами с бессмертными». Говоря о Платоне, нельзя избежать термина «элитопедагогика», так как он имеет непосредственное отношение к нашей будущей философской школе. Элитопедагогика занимается изучением генезиса гениальной личности. Прежде чем Платон основал свою Академию, он прошёл обучение в пифагорейском Ордене, который был элитарным учебным заведением. Обращаю ваше внимание на то, что все школы такого типа давали элитарное, калокагатийное образование. Греческим словом «калокагатия» обозначали гармоничное сочетание физических (внешних) и душевных (внутренних) достоинств. То есть, речь идёт об идеале совершенного человека. Платон искал исключительно одарённых людей. Его целью было воспитание будущей элиты. Элита подразделялась на «класс» стражей и сверх-элиту или «класс» философов-правителей идеального государства. Фундаментом элитопедагогики был антропоэлитизм. Согласно этому принципу, человек есть самое совершенное существо в мире. Но не спешите удивляться. Здесь говорится не о том «человеке», какого мы имеем несчастье наблюдать в нынешнее время. Когда Евгения Всеволодовича Головина спросили об иерархии окружающих нас существ, он сказал следующее:
«- ниже всех стоит "шляпня", "инженерье", советская интеллигенция, у нее нет внутреннего бытия вообще, это бумажное изделие, смертельно мокнущее под дождем, разрываемое любым нервным порывом бытийных ветров;
- чуть выше - злые тролли, к ним относятся домохозяйки из коммуналок, подъездная угрюмая и решительная урла, ловкие поджарые алкаши, собравшиеся озябшим утром у ларька, - эти несут в себе темное упругое бытие, готовое в любой момент рассыпаться звездной, едва собранной против случайного объекта агрессивностью;
- далее идут более утонченные агрессоры - духи, гоблины, профессиональные кляузники, сотрудники спецслужб (представители "Ордена голубых бриллиантов"), бодрые позднесоветские чудовища;
- выше всех - "извращенные ангелы", воспаленно-метафизические души южинского шизоидного подполья с натянутой струной горнего духа, подобного выправке кремлевских курсантов, с безжалостными безднами преступных трансцендентальных подозрений (к этой категории Головин причислял самого себя)».(«Эссе о Евгении Головине» А.Г.Дугин)
Но кто, по мнению, Евгения Головина, стоял выше «извращённых ангелов»?
Люди.
Вот такими людьми (или сверхлюдьми), стоящими выше всех, и следует быть. В связи с этим предлагаю ввести изучение и глубинный анализ теории элит (элитологии), приняв к вниманию труды Платона, Конфуция, сочинения представителей итальянской школы политической социологии (главным образом, Макиавелли, Моска, Парето), углубление в концепцию сверхчеловека (от героев древнегреческих мифов до фигуры Христа как богочеловека, от сверхчеловека Ницше до трактовок, возникших в Третьем рейхе).
Так что подведём итог:
Фундаментальный принцип - противопоставление физического мира миру эйдосов (идей), временного – вечному, традиционного – современному.
Образовательная программа:
Политическая теория (консервативная мысль, традиционализм, элитология /«философия избранности»);
Диалектика (полемика, учебные доклады, написание «диалогов»).
Метафизические исследования (Новая Метафизика и проблематика Радикального Субъекта в рамках Лаборатории РС, изучение гностицизма и герметизма, также относящихся к платоническим школам древности, политическая ангелология, философия хаоса).
Изучение влияния неоплатонизма на русскую философию (труды В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка, П. А. Флоренского, А.Ф. Лосева). Византийский неоплатонизм (Ориген, отцы Каппадокийцы, св. Иоанн Дамаскин, Дионисий Ареопагит, Григорий Палама, Максим Исповедник, Филипп Пустынник)
Русская платоническая школа ориентируется на воспитание «нового типа человека», философа-правителя.
Осенний семестр
1. Онтология Платона, топика, парадигма и икона, идеи
Диалоги: «Тимей» (учение об идеях, демиурге, мировой душе, трех началах), «Государство» (пещера и идеи).
2. Онтологическая иерархия Плотина и неоплатоников
Диалог «Парменид» (2 тезиса и 8 гипотез).
3. Политическая идея Платона
Диалоги: « Государство», «Законы», «Критий» (Атлантида как нормативное устройство).
4. Гендерная программа Платона, онтология любви
Диалог «Пир» (андрогинат), онтология Эроса.
5. Структура космоса в неоплатонизме
Плотин, Ямвлих, Прокл (монэ, проодэс, эпистрофэ)
6. Религиозная программа языческого неоплатонизма
Ямвлих, Прокл (языческая теология), Юлиан Отступник, закрытие Академии Юстинианом
7. Неоплатонизм в христианстве
Александрийская школа Климент, Иустин философ, Ориген
Каппадокийцы (становление тринитарной догматики)
Корпус Ареопагитикум
Михаил Пселл, Иоан Итал
Варлаам - Гемист Плетон (школа Мистры)
Исихазм и мистика света
Неоплатонизм в западном христианстве (Августин, Боэций, Скот Эриугена и его влияние на схоластику)
8. Платонизм vs гностицизм: адвата vs двайта
Версии гностицизма
Плотин против гностиков
Монистический платонизм в христианстве против дуалистического гностицизма
9. Неоплатонизм и герметизм в Возрождении
Платонизм и алхимия
Фичино, Пико делла Мирандола, Ройхлин, Бруно, розенкрейцеры
10. Неоплатонизм в исламе
Аль Фараби, Авиценна (философы), ат-тассаввуф, Ишрак, шиитский гнозис
работы А.Корбена
11. Неоплатонизм и каббала
Топика каббалы, манифестационизм, Ицхак Лурья и Сафедская школа
работы Г.Шолема
12. Критика Платона Ницше и Хайдеггера. К проблематике хаоса.
(Начало нового цикла - по теме хаоса; радикальный имманентизм)
Мартин Хайдеггер. Философия другого Начала.
13. Русская философия и хаос.
Мартин Хайдеггер. Возможность русской философии.
14. Прочтение платонизма и неоплатонизма в русской религиозной философии. Хаос и София.
Мартин Хайдеггер. Возможность русской философии и развитие этих тем.
Лосев