В черновиках 1880-х гг. Ницше часто возвращается к теме превращения дьявола в бога. Этот процесс он называл степенью жестокости, ибо в нём ясно усматривается элемент героического – «стремление к абсолютной гибели в своей противоположности». Откровенное признание: «Я advocates diabolic и обвинитель бога», не менее откровенные слова о том, что ему известен «дьявол и его перспективы в отношении бога». Наконец, появляется совсем загадочная заметка: «Бог убил бога», что заставляет вспомнить сомнения Кроули («Кто богом был из них двоих?») Будучи убеждённым в том, что добро произошло от зла, Ницше размышляет над тем, в какой степени каждый вновь созданный бог создаёт себе дьявола, допуская примечательную оговорку «и вовсе не того, из которого произошёл».

Заставляет задуматься и следующая запись философа:

«Жизнь человека героического содержит сокращённую историю демонологии многих поколений. Он переживает состояния еретика, ведьмы, прорицателя, скептика, слабого, верующего и побеждённого».

Ницше полагал, что человек не должен застывать в одном состоянии, против этой бытийной статуарности он ставил «периодичность», т.е. движение, текучесть, способность переходить из одного состояния в другое. Человек героического типа именно таков.