Кондратьев Андрей Викторович, аспирант кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ
Иранский шиизм Анри Корбена (краткая версия доклада)
Доклад посвящён той ветви "восточной теософии", которая чётко ассоциируется с Ираном и представляет собой ветвь гностического ислама, сочетающего в себе влияния митраизма, неоплатонизма и учения Зороастра. Древнейшие космогонии Ирана, учение об ангельских мирах малакут, о Северном Центре и небесном Граале, о "световом человеке" и восьми кешварах - всё это будет рассмотрено как особый гностический синтез, существующий в мире иранского шиизма, повлиявший на учения о короле Артуре и вошедший в историю благодаря научной работе французского религиоведа-традиционалиста Анри Корбена.
СТРУКТУРА ДОКЛАДА:
• Об истории иранско-неоплатоничекого синтеза, совершённого в иранской шиитской школе Ишрак Сохраварди (12 век), митраизм-неоплатоника-гностицизм и немножко Корана.
• О сакральной географии, о карте небесного мира, о восьми кешварах, о двух мирах малякут, а также о внутреннем Норде, где находится истинный Грааль.
• О проводниках-психопомпах, при помощи которых иранские мистики реализовывали внутри себя это состояние. Сначала – о проводнике-Гермесе, «небесном Лике» самого мистика. Потом – об иранских Валькириях-Фраварти, являющихся архетипами всего Творения.
• О самом Корбене, о его школе в религиоведении. О методике исследования эзотерических учений и о направлениях в школе традиционализма.
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ. В докладе будут постоянно повторяться слово – «теософия». Теософия здесь – это не школа Блаватской, а восточная теософия, школа Ишрак, хикмат аль-Ишрак,
согласно учению 1-го Имама, все люди делятся на три большие группы:
1) Есть алим раббани, теософы, по преимуществу, знающие Пророка и святых Имамов.
2) Есть те, кто открывают для себя доктрину спасения (тарикат аль-наджат) и стараются открыть ее другим. В каждом поколении они составляют меньшинство.
3) Есть масса тех, кто остаются глухи к этому учению.
"Мы (Имамы) - Мудрецы, которые учат вас; наши шииты - те, кто принимают от нас учение. Остальные, увы, - солома, носимая ветром". Эзотеризм вращается между двумя центрами, шариатом и хакикатом, религией Закона, социальной религией и религией мистической, ведущей к духовному смыслу коранического Откровения. Вот почему его суть заключается в профетологии и имамологии.
В начале XIX в. другой шиитский теософ Джафар Кашфи поставил своей задачей духовную герменевтику. Этот автор объясняет, что герменевтика подразделяется на три степени: тафсир, тавиль и тафхим.
Тафсир в строгом смысле этого слова является буквальным толкованием; он составляет основу канонических исламских наук.
Тавиль (этимологически означает "приводить" вещь к своей причине, своему архетипу, асль) является осью духовной направленности и божественного вдохновения.
Наконец, тафхим (буквально "заставляющий понять", высшая герменевтика) - это наука, основой для которой является акт Понимания Богом и инспирация (ильхам), для которой Бог является одновременно субъектом, объектом и целью, или источником, органом и сущностью. В связи с этим он подразделяет философские школы согласно степеням понимания.
Тафсир, исходя из понимания хакиката, соотносится со школой перипатетиков.
Тавиль соответствует философии стоиков (хикмат аль-Равак), т.к. эта наука открывает Завесу, вуаль (хиджаб, равак, Стоя; остается проследить идею влияния стоической философии на философскую мысль в Исламе). По сути, тавиль – это мистическая герменевтика. В мистической традиции Ирана, о которой говорит Корбен, выделяются три уровня достоверности:
• Теоретическая (ильм аль-йакин) – к примеру, знать, что огонь существует, слышать о нём от кого-то,
• Достоверность зрения (айн аль-йакин) – увидеть огонь своими глазами, стать свидетелем,
• Достоверность личностного осуществления (хакк аль-йакин) – быть поглощенным огнём, самому превратиться в огонь.
Тафхим или трансцендентная герменевтика - это восточная мудрость (хикмат аль-Ишрак), которую разрабатывали Сухраварди и Мулла Садра.
Предпринятая Сохраварди в XII веке проповедь «восточной теософии» (хикмат аль-Ишрак) не избежала подобных оценок, столь же предвзятых, сколь и незаслуженных, со стороны тех, чьи представления о ней были беглыми и поверхностными. Фактически в этой теософии, как и во всякой другой попытке личностной систематизации, можно обнаружить совокупность различных элементов: они относятся к герметизму, зороастрийству, неоплатонизму и мусульманскому суфизму. Но построение из этих материалов новой структуры определяется наличием некой внутренней интуиции, столь же самобытной, сколь и неизменной. Эта внутренняя интуиция выражается в известном числе Ликов; наиболее примечателен среди них герметический лик Совершенной Природы (аль-тиба’ аль-тамм). Немаловажная деталь: именно благодаря герметической традиции арабского языка мы можем установить соответствующий контекст данного понятия. Эта традиция подсказывает нам, что Совершенная Природа есть небесный паредр, световой Вожатый мудреца. Чтобы понять роль и обличье этого Вожатого, нужно вообразить себе соответствующую антропологическую систему, в центре которой находится световой человек, узник Тьмы, пытающийся вырваться из неё.
Хадис Имама Джафара гласит:
"Человеческая Форма - это высшее свидетельство, которым Господь подтверждает свое Творение.
Она - Книга, написанная его рукой.
Она - храм, воздвигнутый его мудростью.
Она является квинтэссенцией Форм всех миров.
Она - компендиум знаний, содержащихся в Тайной Скрижали (Лаух махфуз).
Она - видимый свидетель всего невидимого (гаиб).
Она является гарантом, порукой против всякого хулителя.
Она - прямой путь по мосту, перекинутому между раем и адом".
Так раскрывается эта тема шиитской профетологией.
Эта человеческая Форма в своей предвечной славе называется
Адамом в подлинном смысле (Адам Хакики),
Homo Maximus (Инсан Кабир), высшим Духом,
Первым Интеллектом,
верховным Халифом,
высшим Каламом,
Полюсом Полюсов.
Этот небесный Антропос является посвященным и носителем вечного пророчества (нубувват бакийа), т.е. сущностного примордиального пророчества (аслийа хакикийа), явившегося до начала времен в небесной Плероме.
Он также выполняет функции Хакикат мухаммадийа, вечной Истины мухаммедовой, Света славы мухаммедовой, Логоса мухаммедова.